Мет. приложение

14.06.05

Домашняя
Введение
Титул
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Заключение
Мет. приложение
Библиография
Вступ. слово
Дв. в Машеньке
Жен. образы

 

Методическое приложение

 

         Литература русского Зарубежья выдвинула немало писателей, которые сформировались в условиях эмиграции. Таковы прозаики Г.И. Газданов, Ю.С. Лукаш, М. Д. Каратеев, Р.Б. Гуль, поэт и романист Б.Ю. Поплавский, поэты М.И. Цветаева, И.Н. Кнорринг, Д.И. Кленовский, В.А. Смоленский и др. Но, безусловно, наиболее выдающимся художником второго поколения эмиграции был Владимир Владимирович Набоков.  Набоков уникальное явление, причем явление сразу двух литератур: русской и англоязычной, создатель особенного художественного мира, новатор-стилист.

         Набоков оставил после себя, без преувеличения, огромное наследие. Только на русском языке им было написано восемь романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес. Помимо этого В. Набоков написал огромное количество англоязычной литературы, куда входят романы, цикл лекций, переводы русской классики, множество эссе.

         Поэтому мы считаем, что творчеству такого писателя должно уделяться много внимания при изучении литературы в школе. Но, к сожалению, так не происходит. Нами были изучены программы по литературе для среднеообразовательных учреждений, в которых творчество В. Набокова предлагается изучать только в старших классах. В программе А.Г. Кутузова[1] предлагается изучение творчества В. Набокова в одиннадцатом классе в обзорной лекции по литературе русского зарубежья, где помимо него представлены другие авторы. Помимо этого ученикам предлагается самостоятельно прочитать роман «Защита Лужина». В программе Т.Ф. Курдюмовой[2] творчеству писателя отводится еще меньше места, чем в программе А.Г. Кутузова. Программа предлагает для самостоятельного прочтения в одиннадцатом классе рассказ В. Набокова «Облако, озеро, башня». В программе М.Б. Ладыгина[3] знакомство с творчеством писателя предлагается в девятом классе, для этого ученикам советуется самостоятельно ознакомится с романом «Приглашение на казнь». Продолжение знакомства с творчеством писателя происходит в одиннадцатом классе, где учащимся предлагается самими ознакомится с романом В. Набокова «Защита Лужина». Таким образом, мы видим, что творчество В. Набокова в школе почти не изучается, так как давать произведения на самостоятельное прочтение не значит его изучать. Тем более, что многие учащиеся вообще не читают литературу, предложенную для самостоятельного чтения.

Единственное исключение представляет программа Ю.И. Лыссого[4], где на изучение творчества В. Набокова в одиннадцатом классе выделяется четыре часа урочного времени. Для разбора он предлагает роман В. Набокова «Машенька». На первом уроке он предлагает познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, а также обратить их внимание на своеобразие сюжета и композиции романа В. Набокова «Машенька». На втором уроке учителю предлагается провести урок по теме «Мотив воспоминания как основа создания образа Машеньки в одноименном романе Набокова» на материале с четвертой по девятую главу. Тема третьего урока звучит так: «Проблема счастья в романе Набокова “Машенька”». Работу по этой теме советуют проводить по главам с четырнадцатой по семнадцатую. Тема заключительного четвертого урока звучит следующим образом: «Тема России в романе Набокова “Машенька”». Таким образом, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В. Набокова, а также подробно изучают роман В. Набокова «Машенька». Выбор данного романа представляется нам удачным, так как он поднимает важные темы: тему человеческой судьбы, тему памяти, тему любви, тему Родины, тему человеческих отношений и многие другие. Также роман достаточно легко и интересно читается, имеет небольшой объем. Но мы считаем, что знакомство с этим романом должно начинаться раньше, а не в одиннадцатом классе, так как «Машенька» является первым прозаическим произведением писателя, и если ученики не ознакомятся с дальнейшими работами В. Набокова, у них не сложится целостная картина по творчеству писателя.

Мы предлагаем начинать знакомство с творчеством В. Набокова с седьмого класса, где учащиеся должны изучить поэтическое наследие писателя. В девятом классе мы предлагаем ознакомить учащихся с романом «Машенька» В. Набокова. В десятом классе, продолжая знакомить учащихся с прозой писателя, мы предлагаем для работы в классе роман В. Набокова «Лолита», в котором творческий метод автора несколько видоизменяется по сравнению с его первым романом «Машенька». Для одиннадцатого класса мы хотим предложить изучение романа В. Набокова «Ада, или Радости Страсти: Семейная хроника», так как он воплотил в себе творческий метод «зрелого» писателя. При подборе материала мы постарались учитывать возрастные способности учащихся, поэтому выбирали произведения с учетом их сложности. При таком изучении творчества В. Набокова учащиеся получат полное представление о художественном мире писателя.

Мы предлагаем следующие темы и вопросы для работы на уроках и для научной работы учащихся (в лицеях и гимназиях):

 

Темы сочинений по роману «Машенька» В. Набокова:

1.     Образ России в романе В. Набокова «Машенька».

2.     Женские образы в романе В. Набокова «Машенька».

3.     Тема любви в романе В. Набокова «Машенька».

4.     Ганин и Алферов – герои антиподы.

5.     Тема одиночества в романе В. Набокова «Машенька».

 

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на уроках по роману «Машенька» В. Набокова:

1.     История создания и публикаций романа В. Набокова «Машенька».

2.     Своеобразие сюжета и композиции романа В. Набокова «Машенька».

3.     Мотив воспоминания, организующий момент повествования.

4.     Значение обстановки и пейзажных зарисовок в романе В. Набокова «Машенька».

5.     Тема одиночества как лейтмотив романа В. Набокова «Машенька».

6.     «Машенька» В. Набокова, роман о жизни русских эмигрантов.

7.     Вопрос о жанровой принадлежности «Машеньки» В. Набокова (повесть или роман).

8.     Образ Ганина как центрального героя романа В. Набокова «Машенька».

9.     Образное своеобразие Машеньки, ее роль в романе.

 

Темы докладов на ученическую конференцию, посвященную творчеству В. Набокова.

1.     Художественное пространство в произведениях В. Набокова.

2.     Своеобразие образной структуры романов В. Набокова.

3.     Роль иронии в произведениях В. Набокова.

4.     Своеобразие художественного мира В. Набокова.

5.     Эстетизм прозы В. Набокова.

6.     Отличия русского писателя В. Набокова от американского.

7.     К вопросу о творческом методе В. Набокова.

8.      Автобиографизм прозы В. Набокова.

9.     Литературоведческие труды В. Набокова, их вклад в теорию и историю литературы.

10. В. Набоков – переводчик.

11. Писатели и критики о творчестве В. Набокова.

12. Поэтика В. Набокова: новации и традиции.

 

 


 

Примечания


 

[1]  Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.

[2] Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.

[3] Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. (составитель Т. А. Калганова). М., 1998.

[4]Русская литература XX век. 11 класс. Для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля (под ред. Ю.И. Лысого). М. 2000.

 

 

Домашняя | Введение | Титул | Глава первая | Глава вторая | Глава третья | Заключение | Мет. приложение | Библиография | Вступ. слово | Дв. в Машеньке | Жен. образы

Дата последнего изменения этого узла 14.06.2005

Hosted by uCoz