Жен. образы

14.06.05

Домашняя
Введение
Титул
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Заключение
Мет. приложение
Библиография
Вступ. слово
Дв. в Машеньке
Жен. образы

 

Женские образы в произведениях В. Набокова

Первое, что хотелось бы отметить, так это то, что в произведениях В. Набокова часто можно проследить мотив воспоминаний. В повести «Машенька» Ганин вспоминает свою любовь, которая у него была в России, в «Лолите» он вспоминает свою любовь к Лолите, в «Аде…» оба героя вспоминают прошедшую жизнь. Но надо сказать, что везде это выглядит по-разному, в «Машеньке» Ганин думает не столько о самой героине, сколько о том, как ему жилось в России, поэтому Машенька предстает несколько в радужном, идеализированном свете. Она не реальна, у нее минимум слов и даже отсутствует какое-либо своеобразие описания, из которого мы могли бы сделать какое-либо заключение о ней как о человеке. Правда есть письма, но там опять-таки нет каких-либо особых моментов, помогающих читателю увидеть героиню.
Совсем другая ситуация в «Лолите», героиню романа мы также узнаем из воспоминаний мужчины. Но Гумберт думая о Лолите, подразумевает под ней дорогого себе человека, поэтому и угол зрения на него на нее иной. Лолита предстает пред нами живой, у нее много слов, речь ее своеобразна, и явно не присущая интеллигенту Гумберту, в романе также имеются описания ее привычек, замашек, которые способствуют изображению ее индивидуальности. В описании Лолиты нет идеализации, которая присутствует в «Машеньке».
В романе «Ада, или Эротиада» повествование идет от третьего лица, поэтому описание Ады дается самостоятельно, а не через чье-то восприятие. Ада наиболее самостоятельна из вышеописанных героинь. В этом произведении также есть мотив воспоминания, когда Ада и Ван в старости начинают вспоминать свою жизнь, при этом они вспоминают ее на равных, обсуждая какие-либо интересные моменты из нее.
Итак, из этого можно сделать, что по мере творческого развития автор давал все большую самостоятельность своим героиням в произведениях, где названием служат их имена.
Также можно отметить, что с течением времени героини становились все сильнее и сильнее. Если в «Машеньке» Ганин не зависит от своей любви он самостоятелен, он способен на борьбу со своими желаниями, то в «Лолите» и «Аде…» женщины диктуют свои правила. Гумберт только и живет своей возлюбленной и не властен над своими порывами, их диктует ему его любовь, но в то же время и Лолита зависит от него, так как она не может уйти от своего любовника, который насильно удерживает ее подле себя на протяжении почти всего романа. Правда под конец она все-таки освобождается от Гумберта и обретает свободу. У Ады иная ситуация она все время играет первую роль в отношениях с Ваном, она свободна и вольна делать все что ей захочется. Инициатором отношений также является Ада, а Ван подчиняется.
Таким образом, можно говорить об увеличении значения женских образов в произведениях Набокова с именами героинь в заглавии.

Домашняя | Введение | Титул | Глава первая | Глава вторая | Глава третья | Заключение | Мет. приложение | Библиография | Вступ. слово | Дв. в Машеньке | Жен. образы

Дата последнего изменения этого узла 14.06.2005

Hosted by uCoz