Заключение

14.06.05

Домашняя
Введение
Титул
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Заключение
Мет. приложение
Библиография
Вступ. слово
Дв. в Машеньке
Жен. образы

 

Заключение

 

         Подводя итоги нашей дипломной работы, хотелось бы еще раз оговорить, что материал, отобранный для исследования, был выбран нами не случайно. Каждое, из выбранных нами, произведение является серьезным этапом в творчестве писателя В. Набокова. «Машенька» (1925 г.) ознаменовала поворот творчества В. Набокова в сторону прозы. Это первый опыт писателя в создании прозаического произведения, так как до этого В. Набоков был известен как автор поэтических текстов. «Лолита» -- роман, прославивший писателя и вознесший его на «вершину литературного Олимпа». После выхода «Лолиты» В. Набоков «проснулся знаменитостью». «Ада» -- одно из последних творений писателя. В ней воплотился весь творческий потенциал В. Набокова. Сам автор считал, что «Ада» это его лучшее произведение.

         Объединяющими моментами трех, взятых нами для анализа, произведений являются заглавия, в которых использованы женские имена и тот факт, что все они были посвящены жене В.Набокова Вере Слоним, которая принимала активное участие в жизни писателя.

         После напоминания о выборе взятого нами для анализа материала, мы перейдем к выводам, которые мы сделали в результате проведенного нами исследования.

         Проанализировав образы-двойники, мы пришли к выводу, что уже в первом своем произведении в «Машеньке» В. Набоков использовал данный прием для демонстрации изменений, произошедших с главным героем Ганиным, который как бы издали наблюдает за своей молодостью В «Лолите» данный прием был использован в большей степени, чем в «Машеньке». Здесь он был применен для показа раздвоения личности Гумберта Гумберта, у которого имеется несколько двойников, несущих в своих образах отрицательные черты главного героя. В «Аде» этот прием используется применительно ко многим персонажам, а не только к одному, как это было в «Лолите» и «Машеньке». Здесь при помощи него демонстрируются двоякая природа сущности человека, например, Аква и Марина, два женских начала: Аква – пассивное, Марина – активное, Демон и Дэниел, то же самое, Демон – активный, Дэниел – пассивный, симбиоз Ады и Вана – центральных героев романа, показывает двуполую сущность человека, в котором есть женское и мужское начала. Таким образом, этот прием приобретает все большую философичность и значимость в произведениях В. Набокова.

         Сделав анализ по параллельным образам, мы пришли к следующим заключениям. В «Машеньке» данный прием был призван, чтобы показать, насколько одинаково могут сложиться судьбы разных людей. В «Лолите» параллельные образы показывают динамику роста главного героя, которая происходит в связи с образными метаморфозами Лолиты. В «Аде» параллели, проводимые между судьбами героев, обнаруживают цикличность, характерную для истории любого мироздания и для мифа. Здесь также, как и в случае с образами-двойниками эволюция приема движется в сторону глобализации.

         В результате проделанной работы по исследованию образов-близнецов, было установлено, что данный прием был использован В. Набоковым в «Машеньке» для того, чтобы показать ничтожность и безликость двух второстепенных персонажей. В «Лолите» данный прием не был обнаружен. В «Аде» приемы близнецов и двойников настолько тесно переплетаются, что образуют единое целое. Здесь он понадобился для того, чтобы показать неразрывное единство героев, которые являются одинаковыми и в то же время разными половинками одного существа, так как представляют два начала в одном. Таким образом, в «Аде», данный прием значительно усложнился и приобрел философскую направленность.

         Исследование художественного пространства произведений показало следующее: В «Машеньке» мы выделили два художественных пространства – мир реальный и мир воспоминаний, они были использованы автором для того, чтобы показать глубину трагедии главного героя. В «Лолите» романный мир значительно усложнился, теперь вместо двух миров мы видим четыре пласта содержания и двух рассказчиков вместо одного. Такое построение помогает читателю объективно подойти к роману и непредвзято оценить трагедию описанную в нем. В «Аде» художественное пространство еще более структурировано. Кроме трех пластов содержания существует еще две структурные составляющие – два пространства – т.н. Тера и Антитерра. Такая структура романного пространства создает модель мироздания и облегчает ее понимание. Таким образом, мы можем наблюдать усложнение художественного пространства в произведениях В. Набокова, которое приобретает все большую значимость для раскрытия художественного замысла писателя.

         В нашу задачу входило выяснить место женщины в трех произведениях В.Набокова с именами героинь в заглавии. При анализе было выявлено следующее: в повести «Машенька» главным героем является Ганин, а Машеньки как таковой в произведении не видно, она заявлена в теме воспоминания, и является ключевой фигурой этой темы. В «Лолите» главным героем опять-таки является мужчина, но образ девочки-подростка дается более ярко и отчетливо, чем в «Машеньке», так что Лолита может считаться полноценной героиней романа. В романе «Ада» в отличие от двух других взятых нами для исследования произведений, на равных правах даются сразу два главных героя – мужчина и женщина, которые представляют собой единое целое. Таким образом, мы можем заметить, что женские образы от произведения к произведению приобретают все большую и большую значимость, а героиня становится все ближе и ближе к герою.

         При анализе имен персонажей нами была выявлена следующая картина: в «Машеньке» и «Лолите» имена персонажей выступают как дополнительная характеристика к определению героев, хотя в «Лолите» уже наметилась некоторая тенденция в сторону мифологизации имен, но в них еще нет той внутренней философии как в «Аде», где структура имен героев определяет модель мироздания.

         Таким образом, на основании этих трех произведений мы можем судить о развитии некоторых аспектов художественного метода В. Набокова, в котором прослеживается тенденция к увеличению философской наполненности творчества писателя. А анализ образной структуры позволяет проследить эту эволюцию.

 

Домашняя | Введение | Титул | Глава первая | Глава вторая | Глава третья | Заключение | Мет. приложение | Библиография | Вступ. слово | Дв. в Машеньке | Жен. образы

Дата последнего изменения этого узла 14.06.2005

Hosted by uCoz