| | Заключение Подводя итоги нашей дипломной работы, хотелось бы еще раз оговорить, что материал, отобранный для исследования, был выбран нами не случайно. Каждое, из выбранных нами, произведение является серьезным этапом в творчестве писателя В. Набокова. «Машенька» (1925 г.) ознаменовала поворот творчества В. Набокова в сторону прозы. Это первый опыт писателя в создании прозаического произведения, так как до этого В. Набоков был известен как автор поэтических текстов. «Лолита» -- роман, прославивший писателя и вознесший его на «вершину литературного Олимпа». После выхода «Лолиты» В. Набоков «проснулся знаменитостью». «Ада» -- одно из последних творений писателя. В ней воплотился весь творческий потенциал В. Набокова. Сам автор считал, что «Ада» это его лучшее произведение. Объединяющими моментами трех, взятых нами для анализа, произведений являются заглавия, в которых использованы женские имена и тот факт, что все они были посвящены жене В.Набокова Вере Слоним, которая принимала активное участие в жизни писателя. После напоминания о выборе взятого нами для анализа материала, мы перейдем к выводам, которые мы сделали в результате проведенного нами исследования. Проанализировав образы-двойники, мы пришли к выводу, что уже в первом своем произведении в «Машеньке» В. Набоков использовал данный прием для демонстрации изменений, произошедших с главным героем Ганиным, который как бы издали наблюдает за своей молодостью В «Лолите» данный прием был использован в большей степени, чем в «Машеньке». Здесь он был применен для показа раздвоения личности Гумберта Гумберта, у которого имеется несколько двойников, несущих в своих образах отрицательные черты главного героя. В «Аде» этот прием используется применительно ко многим персонажам, а не только к одному, как это было в «Лолите» и «Машеньке». Здесь при помощи него демонстрируются двоякая природа сущности человека, например, Аква и Марина, два женских начала: Аква – пассивное, Марина – активное, Демон и Дэниел, то же самое, Демон – активный, Дэниел – пассивный, симбиоз Ады и Вана – центральных героев романа, показывает двуполую сущность человека, в котором есть женское и мужское начала. Таким образом, этот прием приобретает все большую философичность и значимость в произведениях В. Набокова. Сделав анализ по параллельным образам, мы пришли к следующим заключениям. В «Машеньке» данный прием был призван, чтобы показать, насколько одинаково могут сложиться судьбы разных людей. В «Лолите» параллельные образы показывают динамику роста главного героя, которая происходит в связи с образными метаморфозами Лолиты. В «Аде» параллели, проводимые между судьбами героев, обнаруживают цикличность, характерную для истории любого мироздания и для мифа. Здесь также, как и в случае с образами-двойниками эволюция приема движется в сторону глобализации. В результате проделанной работы по исследованию образов-близнецов, было установлено, что данный прием был использован В. Набоковым в «Машеньке» для того, чтобы показать ничтожность и безликость двух второстепенных персонажей. В «Лолите» данный прием не был обнаружен. В «Аде» приемы близнецов и двойников настолько тесно переплетаются, что образуют единое целое. Здесь он понадобился для того, чтобы показать неразрывное единство героев, которые являются одинаковыми и в то же время разными половинками одного существа, так как представляют два начала в одном. Таким образом, в «Аде», данный прием значительно усложнился и приобрел философскую направленность. Исследование художественного пространства произведений показало следующее: В «Машеньке» мы выделили два художественных пространства – мир реальный и мир воспоминаний, они были использованы автором для того, чтобы показать глубину трагедии главного героя. В «Лолите» романный мир значительно усложнился, теперь вместо двух миров мы видим четыре пласта содержания и двух рассказчиков вместо одного. Такое построение помогает читателю объективно подойти к роману и непредвзято оценить трагедию описанную в нем. В «Аде» художественное пространство еще более структурировано. Кроме трех пластов содержания существует еще две структурные составляющие – два пространства – т.н. Тера и Антитерра. Такая структура романного пространства создает модель мироздания и облегчает ее понимание. Таким образом, мы можем наблюдать усложнение художественного пространства в произведениях В. Набокова, которое приобретает все большую значимость для раскрытия художественного замысла писателя. В нашу задачу входило выяснить место женщины в трех произведениях В.Набокова с именами героинь в заглавии. При анализе было выявлено следующее: в повести «Машенька» главным героем является Ганин, а Машеньки как таковой в произведении не видно, она заявлена в теме воспоминания, и является ключевой фигурой этой темы. В «Лолите» главным героем опять-таки является мужчина, но образ девочки-подростка дается более ярко и отчетливо, чем в «Машеньке», так что Лолита может считаться полноценной героиней романа. В романе «Ада» в отличие от двух других взятых нами для исследования произведений, на равных правах даются сразу два главных героя – мужчина и женщина, которые представляют собой единое целое. Таким образом, мы можем заметить, что женские образы от произведения к произведению приобретают все большую и большую значимость, а героиня становится все ближе и ближе к герою. При анализе имен персонажей нами была выявлена следующая картина: в «Машеньке» и «Лолите» имена персонажей выступают как дополнительная характеристика к определению героев, хотя в «Лолите» уже наметилась некоторая тенденция в сторону мифологизации имен, но в них еще нет той внутренней философии как в «Аде», где структура имен героев определяет модель мироздания. Таким образом, на основании этих трех произведений мы можем судить о развитии некоторых аспектов художественного метода В. Набокова, в котором прослеживается тенденция к увеличению философской наполненности творчества писателя. А анализ образной структуры позволяет проследить эту эволюцию. |