Вступ. слово

14.06.05

Домашняя
Введение
Титул
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Заключение
Мет. приложение
Библиография
Вступ. слово
Дв. в Машеньке
Жен. образы

 

Вступительное слово

Уважаемые аттестационная комиссия и присутствующая здесь публика представляем вашему вниманию нашу дипломную работу.
Данная дипломная работа посвящается специфике образной структуры в произведениях В. Набокова на примере трех его романов, в заглавии которых использованы женские имена: «Машенька» (1925 г.), «Лолита» (1954 г.), «Ада, или Эротиада: семейные хроники» (1968 г.).
Актуальность данной темы заключается в том, что образная структура является очень важным аспектом при анализе произведения, так как помогает глубже понять художественную философию произведения.
Обращение к образной структуре произведений, взятых нами в их хронологическом порядке -- от самого раннего до одного из самых последних, позволяет проследить творческую эволюцию В. Набокова.
Цель данной работы: изучение образной структуры романов с женскими именами в заглавии с учетом особенностей и эволюции творческого метода В. Набокова.
Работа предусматривает следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучаемой проблемы.
2. Определить специфику образов-двойников, параллельных образов и образов-близнецов.
3. Рассмотреть структуру художественного пространства произведения и определить ее роль.
4. Определить расстановку персонажей, систему характеров.
5. Выявить значение имен в характеристике персонажей.
6. Сделать сопоставительный анализ трех романов и выявить эволюцию художественных приемов В. Набокова в отношении образной структуры.
К творчеству В.В. Набокова обращались многие, среди них такие видные исследователи и интерпретаторы, как Н. Берберова, З. Шаховская, Н. Анастасьев, А. Долинин, В. Ерофеев, Н. Г. Мельников, Ю.И. Левин и многие другие. Все работы по творчеству В. Набокова можно разделить на несколько блоков: работы мемуарного-биографического типа (биографии, интервью, воспоминания), обзорные статьи по всему творчеству в целом, по отдельному произведению, или группе произведений и проблемные статьи.
К первому блоку (мемуарного типа) относятся воспоминания Нины Берберовой о В. Набокове как о писателе и человеке, записки Зинаиды Шаховской о личности писателя, биографические исследования Б. Бойза, статья Алексея Зверева о преподавательской деятельности В. Набокова, несколько абстрактные описания причин смерти В. Набокова в книге Чарльза Кинбота «Серебристый свет. Подлинная жизнь Владимира Набокова», интервью с сестрой Владимира Набокова Еленой Сикорской, урожденной Набоковой, заметки Бориса Носика о жене Владимира Набокова и ее роли в жизни писателя и многие другие работы, касающиеся личной жизни писателя.
Ко второму блоку мы отнесли обзорные статьи по всему творчеству писателя в целом. Их можно поделить на две части – уроки-лекции, предназначенные для работы в школе, и научные статьи, посвященные всему творчеству В. Набокова в целом. К первым можно отнести работы Е. Ивановой, Г.П. Коровкиной, Т.Ф. Курдюмовой, О.Н. Михайлова, В. Приходько, Т. Таген. Ко вторым мы относим статьи следующих ученых: Б. Аверина, Г. Адамовича, В. Александрова, Н. Анастасьева, А.И. Арьева, П. Ванечкина, О. Дарка, А. Пурина, Марии Табак, Михаила Шульмана, сюда же можно отнести книгу Зинаиды Шаховской «В поисках Набокова. Отражения», но это было бы не совсем правильно, так как в каждой главе книги ставится какая-либо проблема. В целом же, если брать ее целиком, получается анализ всего творчества В.Набокова.
Следующим блоком у нас идут обзорные статьи по одному или нескольким произведениям В. Набокова (это в основном отзывы и рецензии) Сюда мы относим следующих авторов и их публикации: А. Яновский, Дмитрий Шаховской, Г. Струве, Ю.И. Левин, Н. Мельников, Филипп Тойнби, Нина Берберова, А. Воронцов, А. Долинин, В. Ерофеев, А. Зверев, Станислав Лем, А. Гамалов, Н. Мельников, Кингсли Шортер, Джон Апдайк, Роберт Олтер, Элизабет Долтон, Г. Иванов и множество других. В этих работах исследователи обращаются к произведению в целом, то есть рассматривают его художественные достоинства, отмечают недостатки и понемногу касаются всех проблем, заявленных в нем.
Следующий блок литературы представлен работами, в которых заявлена какая-либо проблема или ряд проблем. Этот раздел представляет наибольший интерес для нас. Сюда вошли следующие авторы: Л. Акопова с ее статьей «Мотив двойничества в трех романах В. Набокова», где интересующий нас прием рассматривается на примере произведений «Соглядатай», «Истинная жизнь Себастьяна Найта» и «Отчаяние»; Андрей Арьев, который обратился к философской стороне произведений В. Набокова; Дейвид М. Бетея провел параллели между творчеством двух писателей эмигрантов В. Набокова и И. Бродского; И.В. Бибина провела пространственно-временной анализ романов В. Набокова с элементами автобиографии «Другие берега», «Убедительное доказательство», «Подвиг», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Ада, или Радости страсти: Семейная хроника» и «Смотри на Арлекинов»; Б. Борухов в своей статье затрагивает проблему двойников в романе «Лолита»; А.В. Злочевская обратилась к поэтике произведений В. Набокова, Г. Иванов провел аналогии между сюжетными линиями романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и рассказом «Сказка» В. Набокова, Павел Кузнецов затронул тему одиночества в произведениях В. Набокова, и сопоставил творчество писателя с его биографией; Ю.И. Левин обратился к художественному пространству произведений писателя; Л.Я. Паклина обращает внимание на роль портрета в романе В. Набокова «Машенька»; А.А. Пимкина уделяет внимание игре писателя с читателем. Мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, работы. Знакомство с научной литературой помогло нам выяснить, какие проблемы, связанные с творчеством В. Набокова, были изучены хорошо, какие -- в меньшей степени, а какие -- вообще не затрагивались.
Новизна выбранной нами для исследования темы заключается в самом подходе к проблеме. Во-первых, берутся три романа, созданные писателем на разных этапах его творческого пути. Роман «Машенька» является первым крупным прозаическим произведением; «Лолита» роман, вознесший писателя на вершину успеха, «Ада» -- итоговое произведение автора. Во-вторых, берутся романы, в заглавии которых использованы женские имена, что заставляет задуматься об особой значимости подобных заглавий для В. Набокова. Тем более, что сам В. Набоков говорил: «Не список событий жизни писателя составляет самую существенную часть его биографии, но история его стиля. Только при таком подходе можно верно судить о взаимоотношении (буде таковые имеются) между моей первой героиней и позднейшей Адой». В-третьих, мы изучили множество интересных наблюдений, касающихся образной системы произведений. Но эти исследования проводились либо на другом материале, либо в них затрагивались частные стороны интересующей нас проблемы. В четвертых, сопоставительный анализ этих трех произведений (основываясь на проведенных нами исследованиях) еще никем не был проделан.
В нашей работе нам придется столкнуться со следующими терминами и понятиями: образ, структура образа, система образов, герой, характер, образы-двойники, параллельные образы, образы-близнецы, многомирие, символ. Остановимся подробнее на некоторых из них. При попытке дать определение этим понятиям, мы опирались на теоретические труды М. Бахтина, Ю. Лотмана, Л. Гинзбург, Веселовского, Тынянова, Ю.И. Левина.
Образы двойники появляются тогда, когда у героя происходит раздвоение личности. Когда один герой узнает свою темную сторону в другом персонаже. Это может быть относительное разделение и буквальное. Относительное раздвоение происходит тогда, когда герой вспоминает себя в прошлой жизни. А буквальное случается в том случае, когда один человек узнает себя в другом. Например, у Роберта Льюиса Стивенсона образы доктора Джэкила и мистера Хайда.
Образы-близнецы имеют место тогда, когда персонажи настолько похожи друг на друга, что невозможно отличить их друг от друга. Например, Добчинский и Бобчинский в пьесе Н. Гоголя «Ревизор».
Параллельные образы возникают тогда, когда герои, чаще всего, не похожие друг на друга, попадают в одни и те же ситуации и совершают одинаковые поступки, или даже проживают жизнь по одному сценарию. Например, образы Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и Наказании» Ф.М. Достоевского.
Многомирие – когда в произведении имеется сразу несколько планов содержания. Чаще всего оно возникает, если герой предается воспоминаниям, таким образом, уходя от действительности, или создает свой собственный мир (мир фантазий, иллюзий), таким образом, ограждая себя от реального мира, также это может быть сон героя.
Структура диплома выглядит следующим образом: введение, три главы, заключение, методическое приложение и библиография.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи исследования, дается обзор литературы, обуславливается новизна работы. В этой же части оговариваются основные термины, заявленные в теме работы.
Первая глава построена следующим образом. Сначала мы обращаемся непосредственно к образной системе (параллельные образы, образы-двойники, образы-близнецы), затем переходим к художественному пространству произведений В. Набокова, потом обращаемся к специфике главного героя, затем смотрим, какую роль играют имена в характеристике персонажа. Последующие главы построены по тому же принципу, что и первая глава. Такое построение глав диплома соответствует нашей исследовательской логике.
В заключении будет представлен итоговый сопоставительный анализ трех произведений В. Набокова с женскими именами в заглавии, при помощи которого мы сможем сделать выводы о некоторых особенностях структурной организации романов В. Набокова.
В методическом приложении будут даны некоторые рекомендации по преподаванию в школе повести «Машенька» В. Набокова.
Остановимся подробнее на содержании каждой главы.
Итак, проанализировав «Машеньку», мы можем говорить о зарождении в творческой манере писателя таких приемов, как параллельные образы, близнецы, двойничество, двоемирие, говорящие имена, которые в дальнейшем будут проявляться все четче и четче. В данном произведении прием образов-близнецов был использован для обезличивания двух персонажей (Колина и Горноцветова), которые ничего из себя особенного не представляли и этот прием призван был это подчеркнуть. Параллелизм в его «зачаточном» состоянии, в котором он предстает перед нами в «Машеньке», призван показать, насколько могут измениться люди со временем. Одну и ту же женщину любят двое совершенно разных мужчин, она тоже отвечает им благосклонностью, как это могло произойти, они же герои-антиподы? Либо изменился Ганин, либо изменилась Машенька, либо они изменились оба. Параллелизм помогает читателю увидеть в этих совершенно разных людях, в Ганине и в Алферове, похожие черты, то, что их объединяет и одновременно разделяет, а именно любовь к Машеньке. Вся их жизнь в эти четыре дня была сосредоточена на ожидании ее приезда. Параллелизм очень важный организующий момент произведения, который помогает читателю лучше понять замысел автора. О двойниках в буквальном смысле здесь говорить еще рано, но прием этот уже намечается. Прием двойничества, использованный писателем вместе с двоемирием, также направлен на связанность текста повести: в одном герое живут двое, в двух разных мирах. Один из них, полный сил молодой человек, живущий в России, где ему хорошо, где он любит и любим, другой, обмякший, скучный и нерешительный, в чужой стране. Опять при помощи данного приема автор показывает, как изменился герой, каким он был и какой он стал, и опять объединяющим звеном является Машенька, так как именно она вызывает в памяти Ганина молодого Левушку.
Имена в этой повести даны автором не просто так, а для того, чтобы более полно охарактеризовать героев.
Еще одним пунктом нашего исследования являлось определение места образа Машеньки в структуре повести, в заглавии которой использовано женское имя. Проанализировав данное произведение, мы можем сказать, что хотя Машенька и не является главным действующим лицом, но ее образ является ключевым связующим звеном всего повествования. А главным героем повести является Ганин.
Проанализировав некоторые аспекты образного строя «Лолиты», мы можем утверждать, что здесь наметились сдвиги в творческой манере В. Набокова. Повествование ведется от лица самого героя, который является творцом текста, героиня получает больше свободы, в ее описании больше конкретики, мало того, в формировании ее портрета принимает участие Шарлотта, мнение которой противоречит авторскому (в данном случае Гумберта), но которое он приводит, отсюда изображение Лолиты дано более объективно, здесь виден даже ее характер, в отличие от «Машеньки», где образ героини идеализирован, а характера совсем не видно. Писатель в романе, в заглавии, которого звучит имя героини, подразумевает конкретную девочку-подростка. Заглавие несет в себе и более глубокий смысл, так как под Лолитой подразумевается целая проблема, связанная с манией Гумберта, которому нравятся маленькие девочки, а Лолита это воплощение его желаний: «Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя». Система двойников и параллельных образов становится более разветвленной и явственной, служит раскрытию характеров персонажей. Здесь нет Многомирия в том понимании, которое мы видели в «Машеньке», где есть мир реальный – выписанный подробно с деталями, и мир воспоминаний, даваемый на фоне первого. В «Лолите» в основном дан второй мир (мир воспоминаний), в который вписан реальный элемент той – прошлой жизни, в виде дневниковых записей, и буквально в нескольких строчках упоминается реальная действительность. Также повествование усложняется предисловием, которое пишет другой персонаж. Таким образом, роман содержит несколько пластов содержания и повествования, которые помогают читателю лучше понять замысел автора. Надо отметить, что В.В. Набоков начинает более активно использовать говорящие имена, наполняя их большей смысловой нагрузкой. Таким образом, можно с уверенностью отметить, что образная структура «Лолиты» является более сложной, чем в «Машеньке».
Все приемы, используемые В. Набоковым в его позднем романе, в отличие от «Машеньки» и «Лолиты», где интересующие нас приемы были использованы автором для более локальных (не таких масштабных) проблем, как в «Аде», где совокупность всей образной системы направлена на донесение до читателя писательской философии об устройстве мироздания. Этому служат имена, показывающие нам, что герои романа стоят у истоков сотворения мира, система двойников, художественное пространство произведения также направлены на эту цель: все эти двойники, близнецы и параллели показывают устройство мироздания. Сам романный мир, построенный по принципу текст в тексте, помогает читателю понять философию бытия, отраженную в произведении. По словам Роберта Олтера философия здесь такова «Ада с Ваном в своем Раю пребывают в состоянии до познания добра и зла, когда не существовало Ада и Рая как таковых. Однако здесь также можно предположить, что у райского воплощения того заветного, получаемого от его сестры-души, есть и черная оборотная сторона и что самоубийство, к которому оба они невольно толкают Люссет, может означать, что райская любовь может возыметь адские последствия при столкновении с жизнью иных людей, не попавших в пределы Райского Сада. Как бы то ни было, основной смысл романа заключается в том, что все угрозы со стороны зла, связанного с разрушительным ходом времени, в конце концов превозмогаются объединенными усилиями искусства и любви». Но дело в том, что этот союз исчезнет со смертью героев, останется только их творение, которое некому будет продолжить, а мир требует движения вперед и не может остановиться. Итог Вана и Ады тупиковый, так как у них нет детей (следствие повторяющихся инцестных связей их предков), единственное, что останется после них это их произведения. Но время движется, мир меняется, что-то исчезает что-то появляется, в результате чего творения их могут устареть. Хотя по теории Вана, время никуда не идет, меняется только пространство, отсюда ««настоящее», есть постоянное возведение Прошлого, плавное и неумолимое возвышение его уровня». Таким образом, творения людей есть категория бессмертная, так как на их основании выстраивается очередной уровень, диктуемый запросами пространства. Но если не будет творцов, то не будет и следующего уровня, здесь опять тупик, так как у Ады и Вана нет наследников. Произведение останется, но не получит развития, а это смерть, так как останавливается движение пространства. Вот она концепция мира в романе, противоречивая и непонятная.

Таким образом, обратившись к образной организации произведений Набокова, мы сделали попытку проследить изменения творческого метода писателя.

 

Домашняя | Введение | Титул | Глава первая | Глава вторая | Глава третья | Заключение | Мет. приложение | Библиография | Вступ. слово | Дв. в Машеньке | Жен. образы

Дата последнего изменения этого узла 14.06.2005

Hosted by uCoz